Аккорды. Введение

Самым популярным и вместе с тем самым простым способом игры на гитаре является аккомпанемент, или игра аккордами. Достаточно знать несколько основных из них, чтобы аккомпанировать себе на гитаре во время пения или исполнения на другом инструменте мелодии. Не нужно также особенно углубляться в теорию гармонии (науки о созвучиях), чтобы самому определить последовательность аккордов в аккомпанементе к песне.

Гитара как шестиструнный инструмент позволяет получить одновременно шесть звуков разной высоты. Этого вполне достаточно, чтобы сыграть основные аккорды и много других, гораздо более сложных.

Аккорд состоит по крайней мере из трёх разных по названию звуков, хотя существуют варианты из шести и даже семи звуков. В основе аккорда лежит так называемая терция.

Терция — это расстояние, то есть интервал между двумя звуками, из которых более высокий находится на третьей ступени по отношению к более низкому. Например, в известной гамме до-мажор (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), мы можем получить терцию от звука до — звук ми, а от звука ми — звук соль.

Терция, аккорды, гитара

Терция

Давайте сыграем терцию на гитаре.

Зажмите пятую струну на третьем ладу (нота до), а четвёртую струну на втором ладу (ми). У вас получится большая терция, которая состоит из четырёх полутонов:

ДО — ДО-диез — РЕ — РЕ-диез — МИ

Внимание! Все эти полутона не входят в терцию и не являются аккордом. Терция образуется только нотами ДО и МИ. Все остальные — это лишь расстояние, которое нужно условно преодолеть от первой ступени (С) до третьей (Е). Именно эти две ноты образуют терцию.

Ещё раз: большая терция — это не аккорд, это интервал, равный четырём полутонам (четырём гитарным ладам).

Полутон — это наименьшее расстояние между двумя ближайшими звуками. На гитаре полутон образуют два звука на соседних ладах или между открытой струной до первого лада (на одной и той же струне).

Таким образом, большая терция на гитаре охватывает четыре лада между первым и вторым звуком.

Теперь сыграйте другую терцию — малую. Для этого озвучьте четвёртую струну на втором ладу (ми) и открытую третью струну (соль). Эта терция состоит из трёх полутонов (и охватывает три лада):

МИ — ФА — ФА-диез — СОЛЬ

По своей структуре аккорды бывают:

  • мажорные (dur — твёрдые, звучащие весело);
  • минорные (moll — мягкие, грустного характера);
  • септаккорды (это четырёхзвучия, состоящие из трёх терций).

В музыкальной традиции существует соответствие нот буквам латинского алфавита:

Обозначение нот буквами

Обозначение нот буквами

Эти обозначения используются как для отдельных нот (маленькие латинские буквы), так и для аккордов аккомпанемента (большие буквы).

Большая латинская буква соответствует мажорному аккорду. Например, С обозначает до-мажорный аккорд.

Маленькая латинская буква m указывает на минорное качество аккорда. Например, Fm — фа-минорный аккорд.

Цифра 7 указывает, что мы имеем дело с септаккордом.

Это лишь основные представления, которые важно знать, чтобы не запутаться в дальнейшем. Если вам всё понятно, то давайте перейдём непосредственно к построению аккордов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>