Минор, это особый вид гаммы. Он строится от шестой ступени мажорной. Пример – от до мажора С можно построить ля-минорный ряд Аm, так как ля А, это шестая ступень от С, то есть шестая нота. При этом сохраняются все прежние тональные соотношения между нотными значениями. То есть там, где в мажорной гамме были тона, там они и остаются, так же с полутонами. В ля-минорной гамме полутона останутся между ми (Е) и фа (F), а также между си (В) и до (С).
Аккорд, с которого начинается обучение на шестиструнной гитаре, это Аm или ля-минор. Он прост в выполнении и очень популярен. Большинство известных песен включают использование Am. Указательный палец нажимает на первый лад второй струны, безымянный и средний — на второй лад второй и третьей струн соответственно.
Ниже представлен рисунок. Используя баррэ с этим принципом можно менять звучание по высоте. Струна слева — это басовая (толстая) E (Ми), а справа показана высокая E, соответствующая самой тонкой струне шестиструнной гитары.
Еще один простой и популярный аккорд из гаммы ля-минор, Dm или ре-минор. Указательный палец левой руки нажимает первый лад первой струны, создавая звучание ноты фа, средний давит второй колок третьей. Некоторые источники советуют выполнять данное трезвучие на третьем ладу второй струны безымянным, но это не очень правильно, и должно делаться мизинцем. Тогда первый остается свободным и может менять звучание с третьего лада четвертой, таким образом переходить от баса с ре на фа.
Используя такое положение левой руки, где безымянный повторяет в четвертой позиции номер того же лада, что и мизинец на второй, можно менять минорную тональность по высоте, но участвовать в ее звучании будут только четыре первые струны. Так, сместив положение пальцев и повысив тон получаем ми-минор Em. Но помимо этого способа Em имеет еще несколько вариантов выполнения на классической гитаре.
Очень простой минорный аккорд, пожалуй, самый несложный. Средний и безымянный пальцы нажимают вторые лады пятой и четвертой струн соответственно. Это показано рисунком ниже.
Ошибка начинающих использовать указательный. Этого делать не стоит, так как он будет участвовать при выполнении разных видов баррэ по тому же принципу, что показывает изображение ниже.
На этих трех позициях показано, как используя вышеописанную позицию можно ми-минор Em превратить в Fm, подняв звуки одним тоном, а затем перейти в Gm переместившись с помощью этой позиции по грифу и повысив тон. Таким образом, зная лишь один этот основной принцип и освоив положение левой руки в баррэ возможно отобразить любую минорную тональность от ми-минора Em в пределах диапазонных возможностей инструмента. Таким же образом поднимают или опускают минор на полтона. Учитывая, что обычно у шестиструнной гитары 20 колков, а в пределах одной октавы 12 полутонов соответствующих ладам, не трудно заметить, что таким образом можно изобразить любую минорную тональность в пределах диапазона, возможного для инструмента.
То есть, помимо тех позиций, которые были описаны выше, ля минор можно выполнить вышеописанным способом с помощью баррэ на пятом ладу, а ре-минор используя десятый. Еще одна вариация Em будет таким образом возможна на двенадцатом.
Но не только эти, уже известные читателю, приемы можно считать универсальными. Ниже приведены примеры еще одного варианта, как с помощью баррэ, повторяя тоже положение руки, меняя высоту, выполняются минорные аккорды. Указательный палец перекрывает второй лад.
На схеме изображен си-минор по принципу, производному от Аm. Повысив звуки на полтона можем получить Сm.
В диапазоне возможностей грифа, таким образом, могут прозвучать любые минорные тональности вплоть до возвращения к ля-минору.
Аккорды очень удобно подбирать, зная вышеописанные принципы и их выполнения с учетом высоты.
Минорное звучание любому музыкальному тексту придает много неповторимых окрасок, поэтому очень широко используется.