Dm9 (ре-минорный нон-аккорд) — четырехзвучный аккорд, получаемый достраиванием большой терции к септиме исходного септаккорда (D7) с удалением квинты. Достроенный звук образует от тоники интервал «нона», то есть «девятая», который, сам по себе являясь диссонансом, дает очень мягкое звучание. В основном такие созвучия строятся на V ступени, выполняя при этом функции доминантсепт-аккорда.
Dm9 встречается повсеместно как в джазе, так и в классической музыке в качестве полностью самостоятельной функции и так же при проведении мелодической линии. Джазовые аккомпаниаторы так же любят использовать нон-аккорды в цепочке гармонических замени и для сохранения «хордового» тона (так некоторые джазовые гитаристы называют некий общий тон, сохраняющийся на протяжении большой гармонической последовательности).
Таким образом, Dm9 может выступать в роли доминантового аккорда в тональности соль-минор, либо в роли аккорда второй ступени тональности до-мажор. Как его можно построить? Отталкиваясь от известных аппликатур аккорда Dm7 построим соответствующий нонаккорд.
Далее добавляем после септимы большую терцию (она же нона от тоники), в данном случае это нота ми, и получаем следующие аппликатуры:
На практике чаще применяются первая и вторая аппликатуры Dm9, таким образом можно разнообразить гармоническую картину пьесы или песни с помощью вводных тонов и дополнительных мелодических линий, которые дает нон-аккорд.
В различных ролях этот аккорд можно использовать в тональностях до-мажор (Cmaj7-Am7-Dm9-G(-7) пример с «хордовым» тоном, Dm9 здесь субдоминанта второй ступени), соль-минор (Например, блюзовая последовательность:
Gm7 — Cmaj7 — Gm7 — Cmaj7 — Dm9 — C7 — Gm7 — D9.
В данном случае рассматриваемый аккорд выполняет роль доминантового). Этот аккорд можно использовать в любой тональности, которая на одной из ступеней содержит чистый ре-минор, в этом случае вводимая нона будет оттенять мелодию относительно гармонии или добавит интересный подголосок.
Однако, так как аккорд достаточно нагруженный, использовать его нужно достаточно аккуратно, полагаясь на собственный слух. Особенно это заметно в случае использования аккорда в качестве доминантового, потому что иногда разумней в таких случаях применять диссонансные аккорды, например D7. Причина тут кроется в необходимости наращивания напряжения в гармонии при движении к концу музыкальной фразы. Сыграйте для сравнения такие последовательности (это начало очень известной песни «Georgia on my mind»):
Gmaj7 — F#(-7b5) — H7 — Edim — A\C# — C(-6) — Gmaj7 — Е7 — A7 — D7 — Gmaj7.
А теперь повторите этот же отрывок, заменив D7 на Dm9. Во втором случае будет заметно, что волнообразное и постепенно возрастающее напряжение, которое должно достигнуть пика на доминанте (то есть на D), теряется, что очень хорошо заметно на слух.
Видео иллюстрация последовательности Dm9 — G13 — Cm9